«Моор (Орлов) Дмитрий Стахиевич - плакаты художника»

«Моор (Орлов) Дмитрий Стахиевич - плакаты художника»

Настоящая фамилия Орлов. Русский художник, мастер графики, один из основоположников
  советского политического плаката. Родился в Новочеркасске 22 октября
  (3 ноября) 1883 в семье горного инженера. В 1898 переехал
  с родителями в Москву. Систематического художественного образования
  не получил; в 1910 посещал школу-студию П. И. Келина.
  Первоначально работал в Мамонтовской типографии. С 1907 публиковал
  в печати свои карикатуры (чаще всего в либеральном сатирическом журнале
  «Будильник»).


Излюбленной его техникой стал черно-белый рисунок тушью, часто усиленный резкими
  (обычно красными) цветовыми акцентами. В язвительных сатирах выражал окружающий
  социальный распад и борьбу с цензурой: мини-комикс Юморист и Перст
  (то есть перст Цензуры), 1911; рисунок Российские курорты — лечение
  водой и железом, — о Ленском расстреле 1912. Избранный псевдоним
  (фамилия трех героев драмы Ф. Шиллера Разбойники) идеально передавал его
  артистический темперамент: жесткий и напористый, не склонный к добродушному
  юмору.


Вехами времени стали его плакаты периода революции и Гражданской войны
  (Ты записался добровольцем?, Врангель еще жив, добей его без пощады!, Красный
  подарок белому пану, все работы — 1920; Помоги!, 1921). Стилистика
  модерна с его гибкими и волевыми «линиями силы» достигла
  тут предельного агитационного накала, действенно формировавшего общественные
  эмоции в нужном партии русле (сатира тут по сути сама стала частью
  репрессивной политической цензуры). Таким был, к примеру, образ взывающего
  о помощи изможденного старика-крестьянина в плакате Помоги! Расклеенный
  у входа в храмы, он наглядно убеждал население в справедливости
  изъятия церковных ценностей под лозунгом «помощи голодающим Поволжья».


Существенным элементом творчества Моора была антирелигиозная сатира как таковая
  (рисунки, созданные в бытность его главным художником журнала «Безбожник
  у станка», 1923-1928; цикл иллюстраций к стихотворению Г. Гейне
  Диспут, 1929). Сотрудничал также в «Правде» (1920), «Крокодиле»
  (с 1922) и других периодических изданиях, рисовал киноплакаты. В 1928-1932 был
  членом объединения «Октябрь». Со временем его композиции (Трудящийся,
  будь начеку!, 1937; Ты чем помог фронту?, 1941; и др.) стилистически
  отошли на второй план в связи с распространением новых, чуждых
  Моору приемов фотомонтажного плаката.


К концу Второй мировой войны создал цикл эпически-«былинных»
  иллюстраций к Слову о полку Игореве, решенных в духе национальной
  романтики «стиля триумф» (1944). С 1922 активно работал
  как педагог — в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас),
  Полиграфическом институте и Художественном институте имени В. И. Сурикова.
  Умер Моор в Москве 24 октября 1946. Посмертно вышел его «автобиографический
  отчет» Я — большевик! (1967).